Предварительные формы и Нртта Сад’ана

Балакрама (введение в силу) – БАЗОВАЯ динамическая последовательность, восстанавливающая основы координации движения рук и ног;  регулярное упражнение приводит к стабилизации дыхания и значительному сокращению излишков жировой ткани, оптимизирует подвижность тела и устойчивость ума, восстанавливает “чувство” ритма и способствует изучению брюшного замыкания (уддияна банда). Последовательность готовит к практике простой асаны.

Чайя Йодда Санчаланам (подвижное обуздание тени воина) – динамическая последовательность СРЕДНЕГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ. Плавные круговые движения оттачивают координацию движения тела и дыхания, и применение замыканий. Использование последовательности направлено на оптимизацию дыхательного процесса, освобождение “грубой” структуры от напряжённостей и усиление циркуляции жизненной силы. Последовательность готовит к освоению асаны средней сложности.

Картикейя Мандала (гирлянда света) – динамическая последовательность ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ, направленная на оттачивание дыхания в процессе спиралеобразных движений тела. Упражнение в этой последовательности приводит к удлинению дыхания при спиралеобразных движениях тела в соответствии с движением крови. Последовательность готовит к освоению сложной асаны.

При изучении и использовании динамических последовательностей применяются основные принципы марма-стаана, то есть системы 108 основных жизненно-важных сочленений тканей тела. Это – необходимое условие достижения надлежащей комбинации ритмичного движения тела и покоя при выработке непрерывистого дыхания.

Три вышеуказанные последовательности суть комбинации различных форм воина (вирапарампара) и форм солнца (сурьянамаскара), которые работают как прелюдии к асана-виньясе (начальной, средней и сложной). Прелюдии и асана-виньяса заключаются перевёрнутыми положениями тела, которые, в свою очередь, приводят к упражнению в пранаяме и прочим внутренним процессам типа дьяна и проч.

Нртта Сад’ана (ритмический танец) – это сад’ана, посредством который сад’ака (претендент) вновь обнаруживает для себя ритмические токи жизненной силы, упрятанные в покровах туловища и конечностей с помощью естественного, ненавязанного позиционирования.  Из ста восьми карана, упоминающихся в Натья Шастре, не более тридцати шести используются с целью само-культивирования.